Михаил ГОЛЕР. “МОЕ ЕВРЕЙСКОЕ ПОЛИТБЮРО”

В молодости я подвизался в качестве внештатного автора в газете “Молодежь Молдавии” выходившей в Кишиневе. Мечтать о зачислении в штат не приходилось. У редактора газеты Аллы Грекул было любимое присловье: “Развели тут синагогу…”. Вообще-то была она свойская русская баба, а фамилию взяла по мужу, служившему ректором в пединституте.
Как редактор она ценила с блеском написанные материалы. Но, как назло, они часто были подписаны еврейскими фамилиями.
Истинной душой редакции был ее ответственный секретарь Андрей Замура. Он буквально жил газетой. Поощрял резкие критические материалы. Однажды он схлопотал выговор за то, что умудрился в одном номере газеты обругать семь министров.
– Мне что теперь – менять состав кабинета министров республики, – сердился Предсовмина.
Андрей часто объявлял конкурс на лучший заголовок и победитель получал бутылку коньяка. (Причем, покупал он коньяк на свои деньги). Горжусь тем, что однажды вожделенная бутылка досталась и мне. И вдруг, как-то поймав меня в коридоре редакции, он шепотом спросил меня:
– А правда, что у вас евреев, решения раввинов обязательны для всех, как решения Политбюро? И никто не смеет ослушаться.
Я был ошарашен и возмутился:
-Ты что, начитался “Протоколов сионских мудрецов”? Спроси меня про всемирный еврейский заговор…
Андрей смутился и нерешительно промямлил:
– Но так говорят…
– А о маце замешанной на крови христианских младенцев не говорят? – обрушился я на него. Мы довольно долго после этого не разговаривали.
Но с понятием “еврейское политбюро” мне пришлось столкнуться впоследствии. Как еврейскому буржуазному националисту (такой ярлык мне навесили власти) мне полностью перекрыли кислород: на работу не брали, нигде не печатали.
Спасение нашел в Сибири, на Новосибирском телевидении. Жизнь была трудна. Я получал 70 рублей в месяц как ассистент режиссера третьей категории, а жена, воспитательница в детском садике – 54 рубля. А еще надо было платить за комнату съемную. Когда родился сын, нам хозяйка отказала в жилье. Какое-то время подпольно ночевал у жены на работе, в ее садике. Но все эти трудности ложились на плечи жены. Я ничего не замечал, был в полной эйфории от того, что мне никто не мешал заниматься только творчеством. Когда я предложил идею телефильма о геологе из Академгородка в горах Алтая мне позволили самому написать сценарий и доверили в качестве режиссера снять фильм “Большой день геолога”.
И вот в самые тяжелые времена я неожиданно получаю перевод в 100 рублей от неведомого мне дяди Нухима из Минска с припиской, что сделан этот перевод по распоряжению моей бабушки Эстер. Но бабушка жила в те годы в Оргееве, маленьком городке недалеко от Кишинева. Следом из Алма-Аты пришла посылка от неведомой мне тети Двойры с яблоками. И опять ссылка на мою бабушку. К хорошему привыкаешь быстро. И я уже не удивлялся, когда получил из Риги от дяди Хаима посылку с копченой рыбой. Дядя Нухим каждый квартал исправно посылал мне деньги и также регулярно я получал посылки из разных мест.
Прошли годы. Я вернулся в родной Кишинев на “белом коне”, состоявшимся кинорежиссером, лауреатом многих кинопремий. Стал прилично зарабатывать. Вел передачи на телевидении, печатал рецензии в прессе. Довольно быстро получил квартиру. Вобщем, как говаривал усатый вождь, “жить стало лучше, жить стало веселее”.
И тут я стал получать “вказивки” из Оргеева, от бабушки Эстер: послать 150 рублей дяде Нухиму в Минск, отгрузить ящик горького перца в Павлодар, посылку с виноградом в Ригу и т.д. И я мотался на почту, на рынок. Мне и голову не приходило даже задержаться с исполнением указаний бабушки.
Тут я вспомнил Андрея Замуру с его вопросом о еврейском политбюро. А ведь действительно для меня указания бабушки Эстер были превыше любого Политбюро. Она была мой Генеральный секретарь. Вечная ей память…

About vechnyc

Еженедельная русскоязычная газета в Нью Йорке
This entry was posted in прочее, читалка and tagged , . Bookmark the permalink.

Leave a Reply

