Белла ЕЗЕРСКАЯ. “ВОЗРОЖДЕНИЕ “КРАСНОЙ ЖИЗЕЛИ”

После долгого перерыва знаменитый балет Бориса Эйфмана – “Красная Жизель”- снова возвращается на американскую сцену в новой редакции и с новыми исполнителями. Привозит балет, как обычно, американская компания “Ардани Артист”. Гастроли начинаются 3 июля в Сити-центре.
В прошлом году в Москве, Лондоне и Нью-Йорке прошли чествования компании “Ардани Артист”, посвященные 25-летию ее основания. Она первая “открыла” Эйфмана и его театр и привезла их в Нью-Йорк. Она знакомит американскую и российскую общественность с достижениями мирового балета. “Ардани Артист” была основана супругами Сергеем и Гаяне Данилян четверть века тому назад и с тех пор разрослась в солидное коммерчески-продюсерское предприятие. “Нью-Йорк таймс” окрестила Сергея Даниляна “Импресарио”, что говорит само за себя. Так же называется его 500-страничная книга-альбом, вышедшая к юбилею.
Борис Эйфман впервые появился в Соединенных Штатах в 1994 году, никому в балетном мире не известный за пределами нашей необъятной родины. А ведь он тогда уже имел свой театр и репертуар в 40 (сорок!) полнометражных балетов с оригинальной хореографией. Некий высокий ленинградский чин все уговаривал его: “Уезжайте, Борис Михайлович, уезжайте, вы у нас вот где сидите”.
В 2016 году народный артист Российской Федерации Эйфман торжественно отметил свое семидесятилетие и был награжден орденом “Знак Почета”. Эйфман улыбается, вспомнив этот давний разговор. А тогда ему было не до смеха, надо было решать: ехать ли на Запад, или возможно, в места не столь отдаленные. Эйфман решил рискнуть. Ведущий критик “Нью-Йорк таймс” Анна Киссельгоф, посмотрев “Красную Жизель”, поставила точку на затянувшейся дискуссии о том, кто возглавит балетный мир в XXI веке. “Искать никого не надо. Этот человек уже есть. Это – Борис Эйфман”.
Сделал ли он правильный выбор: без крыши над головой, под нападками критиков, скитаясь по российским городам и весям на нищем хозрасчете? За границу его, конечно, не пускали. Он выдержал все. И к 90-м годам имел уже свой театр, и даже репетиционный зал. На Западе он бы ничего этого не имел по определению. В лучшем случае стал бы звездой, как Нуреев и Барышников. Или не стал бы. Потому что он не хотел танцевать даже закончив Вагановское училище. Он хотел СТАВИТЬ балеты. Это было его земное предназначение. Свой первый балет он поставил в школе в 14 лет.
Собираясь на гастроли, Эйфман рассказал, какие изменения он внес в спектакль: “Я не менял оригинальную драматургию, однако переработал хореографическую партитуру, чтобы привести пластический облик нашей постановки в соответствии с возможностями нашего театра”.
В основу балета “Красная Жизель” легла трагическая история знаменитой балерины ХХ века Ольги Спесивцевой. Обласканная двором, любимая миллионами зрителей, гениальная балерина стала сексуальной жертвой чекиста, который изломал ее физически и морально. Это была любовь-ненависть. Он все же помог ей бежать за границу и она танцевала свою коронную партию Жизели на сцене Гранд-опера, чем очаровала Париж. Некоторое время она была счастлива, но ее настигла личная драма: она влюбилась в своего партнера, а он оказался геем. Это усугубило ее депрессию и страхи, вынесенные из Красной России. Она так глубоко вошла в образ своей героини, что уже не могла вернуться к собственной судьбе, и сошла с ума как Жизель, которую бросил жених. По роли и в реальности. На нее надели смирительную рубашку, которая в ее воспаленном сознании превратилась в красное полотнище. Последние 20 лет Спесивцева прожила в Штатах, в доме для престарелых на ферме Толстых.
Эйфмана потрясла трагедия великой балерины, и он решил поставить о ней балет. И посоветовал кинорежиссеру Алексею Учителю снять биографический фильм-драму о Спесивцевой. Что тот и сделал. В 1996 году вышел фильм “Мания Жизели” с Галиной Тюниной в главной роли.
По иронии судьбы, и себе на беду, Учитель делает новый фильм и снова о балерине. Имя этой балерины Матильда Кшесинская, имя ее возлюбленного – цесаревич Николай Александрович, будущий император Николай II. Позор! Не может будущий император быть чьим-то любовником! Это бросает тень! Фильм еще не закончен, но в прокуратуру уже поступил запрос депутата Государственной думы Натальи Поклонской на проверку – пока только проверку – документов. Похоже, Россия снова вступает в пору мракобесия, когда малосведующие, но сверхамбициозные представители власти вваливаются грязными сапогами с крестом на шее в мастерскую художника и диктуют что и как ему снимать.
Вернемся к Эйфману. Спасти старый спектакль от забвения ему позволил испытанный прием – соединения несоединимого: классического и современного балетов, Чайковского, Бизе и – Шнитке. За хаотичными движениями толпы Эйфман скрывает настоящую трагедию: нежные белые балерины сметены грубым красным вихрем и обязаны стать послушными орудиями красной идеи. Чекист вводит балерину в дикий разгул и рев солдатни. Она испытывает к нему что-то вроде любви-ненависти. Он ломает ее физически и морально, но в конце концов помогает ей бежать за границу.
Обновленная “Красная Жизель” это не только возможность рассказать о трагической судьбе гениальной балерины, сколько попытка обобщить судьбы многих талантов, беззащитных перед обстоятельствами. За 18 лет такой опыт уже набрался. Не стоит искать слишком прямых аналогий: судьба Спесивцевой схожа с судьбой многих артистов. вынужденных покинуть Петроград в страшные годы красного террора. И много позже. Балерина, Учитель, Партнер, Чекист имеют собственные имена, но в спектакле они не названы. В премьерных спектаклях роли исполняют Елена Кузьмина и Вера Арбузова (Балерина) Алексей Уткин и Александр Рачинский (Учитель), Альберт Галичанин и Борис Хвойницкий (Чекист). Игорь Марков и Юрий Ананян – (Партнер).
Эйфман создал свой стиль, свой театр, свою вселенную. Искать аналогов ему, учеников, последователей бессмысленно. Он уникален. Его балетный словарь заставляет забыть все существовавшие до этого “па”. Он их и сам наверное не помнит. Он их сочиняет по мере необходимости, показывает (“в полную ногу” в свои 70 лет!), записывает и потом прокручивает бесконечно. На мою попытку узнать, как приходят к нему те или иные движения, маэстро задумался, прикрыв лоб рукою, и, помолчав, сказал: ” Я не знаю. Я не могу этого объяснить. Это, наверное, от Бога”.

 

Advertisements

About vechnyc

Еженедельная русскоязычная газета в Нью Йорке
This entry was posted in Езерская and tagged . Bookmark the permalink.

Leave a Reply

Fill in your details below or click an icon to log in:

WordPress.com Logo

You are commenting using your WordPress.com account. Log Out / Change )

Twitter picture

You are commenting using your Twitter account. Log Out / Change )

Facebook photo

You are commenting using your Facebook account. Log Out / Change )

Google+ photo

You are commenting using your Google+ account. Log Out / Change )

Connecting to %s