КЛЮЧИ К ПОДЗЕМЕЛЬЮ

Нью-йоркские “старожилы” помнят, что привычная в наши дни метрокарточка не всегда отворяла ворота подземного Сезама. До нее волшебным ключом в царство стремительных стальных червей служил металлический жетон, а в более незапамятные времена турникеты требовали жертвоприношений в виде монет с изображением мужчины с косичкой.
Пятицентовые монеты с профилем сначала анонимного хмурого индейца, а затем благообразного Томаса Джефферсона служили пропуском в нью-йоркское метро на протяжении 49 лет. В 1953 году стоимость проезда на поездах подземки утроилась, и власти города поставили перед инженерами непосильную по тем временам задачу – сконструировать такой турникет, который бы мог распознавать как пяти-, так и десятицентовые монеты. Почесав большие умные головы, инженеры в бессилии развели растущими из таза руками. Так на свет появился жетон, который приходилось приобретать в будке перед входом в метро.
В период безраздельного царствования жетона – с 1953 по 2003 год – его дизайн претерпевал изменения в общей сложности восемь раз. Такое же количество раз менялась и конструкция турникетов. Чтобы жетон было сложнее подделать, в нем делали отверстие – в виде многоугольника, звезды либо буквы Y.
Хитроумные любители необременительной наживы придумали в те годы следующий трюк – они складывали в несколько раз фольгу от жвачки, бросали ее в щель турникета и ждали, когда ко входу подойдет честный пассажир. Честный пассажир бросал в щель жетон, и турникет тут же заклинивало. Через некоторое время к турникету возвращался мошенник, который высасывал жетон из щели ртом. Людей, которые этим занимались, называли “жетонососателями” (“token suckers”). Это была, мягко говоря, не очень чистоплотная, но относительно прибыльная профессия.
“Жетонососатели” приносили транспортной системе Нью-Йорка серьезные убытки: около 60 процентов поломок турникетов были вызваны последствиями их действий. Дошло до того, что диспетчеры станций метро стали опрыскивать щели турникетов из баллончиков с перцовым спреем. Впрочем, даже это не останавливало прожженных “жетонососателей” с их натренированными губами… И вот тогда городским властям как нельзя кстати подвернулась идея перевести оплату пользования подземкой с жетонов на метрокарты.
Первые испытания новой системы начались в 1993 году. Четыре года спустя повсеместно принимать карточки стали все станции метро, а также наземный транспорт. В 2003 году жетоны были окончательно отменены – наступила эра самодержавного правления метрокарт.
Разумеется, карточки оказались не без изъянов. В первое время их довольно успешно подделывали, хотя с течением времени и развитием технологий делать это становилось все сложнее и сложнее. Кроме того, выяснилось, что карточки периодически “глючат”. С первого раза попасть по другую сторону турникета зачастую не могли не только неуклюжие туристы из глубинки, но и пользователи нью-йоркского метро с солидным стажем. В апреле 2016 года забавный случай произошел с кандидатом в президенты США от Демократической партии Хиллари Клинтон. Стремясь, по совету своих политтехнологов, продемонстрировать близость к народу, Клинтон отважилась прокатиться в метро. Она решила самостоятельно пройти сквозь турникет станции в Бронксе, о чем очень скоро пожалела: турникет, по всей видимости, оказался республиканцем и пропустил идейно чуждого политика лишь после ее пятой попытки…
Факт, который MTA старается держать в секрете: забывчивость, неосторожность и недальновидность пользователей подземки приносит компании солидные барыши. Потерянные и просроченные карточки не восстанавливаются, какая бы сумма на них не лежала. Согласно приблизительным подсчетам, с 2000 по 2010 годы MTA заработала на них около полумиллиарда долларов.
Между тем, эпоха правления метрокарт неумолимо движется к своему закату. Представители городских властей не сообщают, какой именно способ оплаты проезда придет на смену действующей системы – возможно, сканнеры будут скачивать информацию с кредитных карточек или с мобильных телефонов, что уже практикуется в ряде других современных мегаполисов. Известно лишь то, что практические испытания новой системы начнутся уже в будущем году, а к 2022 году метрокарты должны перекочевать из кошельков и карманов нью-йоркцев в музеи и частные коллекции.

Advertisements

About vechnyc

Еженедельная русскоязычная газета в Нью Йорке
This entry was posted in Uncategorized. Bookmark the permalink.

Leave a Reply

Fill in your details below or click an icon to log in:

WordPress.com Logo

You are commenting using your WordPress.com account. Log Out / Change )

Twitter picture

You are commenting using your Twitter account. Log Out / Change )

Facebook photo

You are commenting using your Facebook account. Log Out / Change )

Google+ photo

You are commenting using your Google+ account. Log Out / Change )

Connecting to %s