КОСТЁР И КОСТЕРЫ


В  “Вечернем Нью-Йорке” (№1994 за прошлый год) я нашел и прочитал сразу две статьи про любимый многими напиток: “Пиво и политика” Юрия Кирпичева и “Чисто немецкое пиво – насколько оно чистое?” Ноя Ледермана. И мне захотелось добавить свои пять копеек в эту тему. Но несколько в иную копилку.
Эта история началась примерно три года назад в бельгийском городе Брюгге. Мы с женой долго бродили по этому замечательно красивому старинному городу, и, изрядно подустав, решили перекусить, усевшись за столик на улице в одном из многочисленных кафе. Хотелось пить, и мы заказали себе по кружке пива Leffe. Нам его сразу же принесли, положив под бокалы круглые подставки, вырезанные из толстого картона, с ярким цветным рисунком, изображавшим эти самые бокалы с пивом заказанной нами марки. Мне понравились картинки, и я забрал подставки с собой. А потом стал специально обращать внимание на подобные вещи и набрал их десятка два. Это не значит, что я всюду пил пиво. Подставки лежали на столах, и поначалу я забирал эти, в принципе одноразовые, приспособления втихаря, а потом стал просто подходить к официантам с просьбой подарить мне ту или иную подставку, и мне ни разу не отказали.
С этого момента – отдыха в кафе в Брюгге – и разгорелся во мне костёр собирательства подставок под пиво, то есть костеров или бирматов по-английски (coaster, beer mat) или бирдекелей (bierdeckel) – по-немецки. Кстати, в разговорном русском обиходе все эти названия часто употребляются без перевода, а в русскоязычных текстах просто пишутся кириллицей.
Сейчас у меня костеров довольно много. Очень скоро я выяснил, что вовсе не являюсь единственным,  уникальным, их собирателем. Таких людей немало по всему свету, а в Англии даже издается ежемесячная газета, посвященная коллекционированию предметов этого рода, которое называют тегестологией от латинского tegetis, что значит коврик.
Эту, сейчас довольно обычную во многих странах штучку, придумали в пивной стране Германии. Я уже упоминал, что по-немецки она называется бирдекель. В переводе на русский это означает “пивная крышка”. Но почему именно крышка, а не подложка или подставка? Разгадка в том, что первоначально изготовлявшиеся из фетра эти вещицы служили как раз крышками, а не подложками.
Всем известны немецкие пивные кружки, которые и сами по себе являются предметами коллекционирования. Так вот, оловянные, а иногда и серебряные, в зависимости от достатка владельца, крышки на кружках служили для предохранения распиваемого на свежем воздухе, в тени деревьев, пенного напитка от попадания в него насекомых, в первую очередь мух, а также листьев и прочего лёгкого сора, приносимого ветром. После каждого глотка крышка закрывалась. Люди победнее пользовались кружками без крышек. Взамен им давали фетровые кружочки, которыми заменяли отсутствующие крышки.
Подставки же под пивные кружки, какими мы знаем их сейчас, были изобретены лишь в конце XIX  века Робертом Шпутом из Дрездена. Изготовленные из толстого гигроскопического картона, одноразовые и гигиеничные, они действительно служат для предохранения покрытия стола от царапин и впитывания стекающей по стенкам кружки или бокала пены, хотя никто не запрещает использовать их и в качестве крышки.
Практически сразу заказчикам картонных костеров стало ясно, что на них удобно помещать различные рисунки, в первую очередь рекламу своих пивоварен и различных сортов пива. Развитие техники многоцветной печати способствовало появлению на костерах не только привлекательных рекламных изображений, но и различных текстовых сообщений, например, о предстоящих спортивных соревнованиях или каких-то других важных общественных мероприятиях.
Обычно такие сообщения печатаются на обратной стороне подставки. Однако нередко она остается чистой и тогда может использоваться для различных записей и расчетов.
И тут я не могу удержаться, чтобы не заметить, что за годы своего более чем полувекового проживания в Стране Советов, я ни разу не видел там подобной штучки. Правда, я никогда не был заядлым посетителем пивных, но изредка мог позволить себе кружку этого напитка в компании друзей. В те времена все прекрасно обходились без этих буржуазных извращений. Кто там в пивной или около нее, обращал внимание на мух, а тем более – на падающие листья. Главное, чтобы пиво имелось в продаже и пена не занимала полкружки. Надоедливых мух, которые всегда были в наличии, можно было отогнать простым мановением руки, а листик, упавший с соседнего дерева в кружку с пивом, элегантно вылавливался пальцами и тут же выбрасывался. На аппетите это никак не сказывалось. Сырые же пятна на столах от пены и пролитого напитка вытирала бабулька с тряпкой, так что какие-то картонные подставки представлялись бы в таком заведении явным и нелепым излишеством.
Сейчас, не сомневаюсь, в этом деле многое изменилось, появились и российские подставки под пиво, но раньше было именно так, как я написал.
А теперь вернемся к нашим баранам. Известно, что во многих европейских странах подавать пиво с подставкой под кружку или бокал является давней традицией. У нас, в Америке, на мой взгляд, это не так широко распространено, и именно поэтому я уделяю особое внимание поиску и приобретению наших, американских, пивных костеров. Особо старыми я похвастать не могу, но есть кое-какие из частных пивоварен, имеющих долгую историю.
Один из костеров с рекламой пива Ballantine напечатан в одну краску (красную) на квадратной с закругленными краями картонке. Это пиво выпускалось P.Ballantine & Sons Brewing Company, которая была основана в 1840 году выходцем из Шотландии Питером Баллантайном в нью-джерсийском Ньюарке. Ко времени своего расцвета это была третья по величине пивоваренная компания в Соединенных Штатах. Я не стану пересказывать ее историю, хотя она и очень интересна. Стоит отметить только, что в 1972 году компания прекратила свою деятельность, однако полностью не исчезла, даже при том, что первоначальный рецепт ее пива был утерян. На протяжении своего долгого существования она многократно перекупалась, и в наши дни можно найти India Pale Ale под маркой Ballantine.
А теперь перенесемся с Восточного побережья США на Западное, в Сан-Франциско, из одной из самых крупных пивоварен Востока – в одну из “самых маленьких в мире”, как она сама себя рекламирует. Это Anchor Brewing Co., существующая с 1896 года и выпускающая уникальное Anchor Steam Beer. Ее многоцветные бирматы имеют овальную форму.
Выше я писал об утерянном рецепте пива компании Ballantine. Его, правда, пытались восстановить, но, насколько мне известно, не очень успешно, а вот известная компания Coors разыскала в своих архивах старый рецепт легкого пива – лагера, – она варила его еще в эпоху до введения “сухого закона”, действовавшего в Соединенных Штатах с 1920 до 1933 года. Этот лагер был назван “Batch 19”. Цифра 19 призвана подчеркнуть, что его рецепт использовался до 1919 года. Подтвердить или опровергнуть факт находки старого рецепта довольно трудно, но коммерческий эффект от этого рекламного трюка был очень неплох. Этот лагер до последнего времени варили в Голдене (Колорадо). Его бирдекель имеет круглую форму.
Я специально каждый раз указываю форму костеров. И перечисленные три являются одними из самых распространенных. Однако нередко встречаются и треугольные, с закругленными краями бирматы, как например, у голландского пива “‘Bavaria”. Но можно найти костеры и весьма причудливых форм. Так, в общем-то круглый бирмат датского пива “Tuborg” вырублен с небольшим отростком, на котором изображена корона, а у почти такого же, но голландского бирмата для пива “Een ijsersterk duo” имеется дополнительный кружок, что делает его похожим. на мой взгляд, на Землю с ее спутником Луной. На “Луне” изображен олень с крестом между рогами.
Костер словацкого пива “Zlaty Bazant” имеет форму полуовала, а причудливую форму подставки под бельгийское пиво “Jupiler” я описывать не берусь, могу только просто ее показать.
Вобщем, я думаю, тегестологистам есть где разгуляться.
Борис Рубин
Фото автора
boris@rubinary.com

Advertisements

About vechnyc

Еженедельная русскоязычная газета в Нью Йорке
This entry was posted in читалка. Bookmark the permalink.

Leave a Reply

Fill in your details below or click an icon to log in:

WordPress.com Logo

You are commenting using your WordPress.com account. Log Out / Change )

Twitter picture

You are commenting using your Twitter account. Log Out / Change )

Facebook photo

You are commenting using your Facebook account. Log Out / Change )

Google+ photo

You are commenting using your Google+ account. Log Out / Change )

Connecting to %s