Лев ДОДИН. “ДИАНА АРБУС”

(Arbus, Diane родилась 14 марта 1923 г., Нью-Йорк –
умерла 26 июля 1971 г., Нью-Йорк)
diane-arbus-in-new-york-005
Занявшись в 1960-е годы художественной фотографией, американский фотограф Диана Арбус оказалась вовлеченной в процесс изменения характера документального отражения жизни американского общества – от приоритета социальных аспектов, ведущих начало еще с 30-х годов, к частной жизни человека. Она фотографировала людей, находящихся на краю общества, людей, шокирующих общество: геев, уродов, душевнобольных, нудистов, стриптизеров…
Арбус относила их к героям человеческой борьбы, человеческого существования: “Большинство людей проходят по жизни, страшась получить травму. Уроды родились с этой травмой. Они уже прошли жизненные испытания. Они – аристократы”. Она обращала внимание и прославляла различия мира человека и его неповторимость. Она представляла свои персонажи в откровенной манере – эксцентричность включается в параметры нормального состояния, вызывая дисгармонию при сопоставлении, как, например, в фотографии.
“Пенсионеры муж и жена утром в нудистском лагере” (1963). На первый взгляд, эта сцена могла бы быть просто фотографией для семейного альбома – потертый ковер, кресло, диван, телевизор подчеркивают убранство загородного дома людей среднего достатка. Пара сидит в удобных позах, улыбаясь фотографу. Однако тот факт, что они обнажены, а на телевизоре стоит их семейная фотография, на которой оба в одежде, нарушает типичное представление.
Эта особенность распространяется и на другие фотографии Арбус – особенность, объединяющая их. Вот еще одна фотография из этого ряда: “Молодой человек в бигуди, дома на West 20 Street” (1966). У него брови выщипаны до карандашной линии, губы очерчены помадой, длинные ногти покрыты лаком, волосы в бигудях. Совсем немного – и он готов к свиданию. Поразительно, но наиболее эффектно утаивает пол юноши его совершенно непроизвольная поза, как будто его вид не является таким необычным.
Диана Арбус открыла идентичность человека, жестко показывая его сущность без какой-либо сентиментальности. Для нее не было грани “между тем, что ты хочешь, чтобы люди знали о тебе, и тем, в чем ты не можешь помочь им узнать о тебе”. Ее фотографии неопровержимо подразумевают, что все люди не только созданы равными, но и каждый – исключительная личность.
Сегодня Арбус – признанный художник ХХ столетия. Однако в 60-е годы, когда ее объекты фотографий были для публики непривычно шокирующими, мнения критиков оказались полярными. Одни обвиняли ее в жестокости к своим персонажам, другие считали, что Арбус помогла им ощутить чувство собственного достоинства.
Диана Арбус родилась в Нью-Йорке, в состоятельной еврейской семье Гертруды Руссек и Давида Немерова. Дедушка Давида приехал в США из России молодым человеком. Ее мать эмигрировала в США со своей семьей, будучи ребенком. Семья Гертруды открыла в 1880-х годах меховой магазин, известный как Russek`s Fur Store на Пятой авеню (между 34-й и 35-й улицами), где продавались меховые пальто, а позднее – женская одежда. Немеровы жили в роскошной квартире с видом на западную сторону Центрального парка. Диана посещала престижные частные школы, сначала Ethical Culture School, а потом Fuldston School. В отличие от своего знаменитого брата, поэта Говарда Немерова, она никогда не училась в колледже. Преподаватель искусства отличал у Дианы исключительный талант живописца. Будучи еще подростком, она работала художником моды в семейном магазине. В 14 лет Диана влюбилась в служащего рекламного отдела своего магазин Аллана Арбуса. Спустя четыре года, вопреки воле родителей, она выходит за него замуж. Увлеченность Аллана фотографией передалась и Диане. Технике фотографирования она научилась у Береники Эбботт, искусству видения окружающего мира (если этому можно обучиться?) – у Лизетт Модел. Вместе с тем именно Модел помогла Арбус найти свой особый стиль, свою тематику фотографий. После Второй мировой войны Аллан и Диана открыли собственную фотостудию, занявшись рекламой и фотографией моды для таких журналов, как Harper`s Bazaar, Vogue и Glamour. Хотя Арбус посвятила коммерческой фотографии около десяти лет, она тяготилась этим занятием. По собственной инициативе Арбус делает серию портретов, которую в 1960 году под названием “Вертикальное путешествие” публикует Esquire, престижный мужской журнал.
С этого момента, собственно, и начинается творческая карьера Дианы Арбус как свободного фотографа. Ее признание стремительно растет. В 1963-м и 1966 году она получает гранты фонда Гуггенхайма. В заявке, обосновывающей свою просьбу о выделении средств для осуществления проекта “Американские церемонии, манеры и обычаи”, Арбус пишет: “Это наши симптомы и наши монументы. Я хочу их сохранить: то, что сейчас церемониально, или забавно, или обыденно, будет легендарно”.
В летние сезоны она путешествует по США. Фотографирует конкурсы, фестивали, собрания, людей разных профессий во время работы и досуга, рассматривая свои объекты как часть “значительных церемоний нашего времени”.
К 1967 году фотографии Арбус столь высоко ценились знатоками искусства в Нью-Йорке, что она была одной из трех фотографов (Гарри Виногранд, Ли Фридлендер), приглашенных участвовать в очень значительной выставке “Новые документы” в Музее современного искусства (МоМА).
В конце 60-х годов Арбус преподавала фотографию в Parsons School of Design, в Rhode Island School of Design и в Cooper Union, проводила мастер-классы по фотографии.
Диана Арбус была хрупкой, застенчивой, казалась легкоранимой. Как рассказывали ее друзья, у нее был очень мягкий, тихий голос, заставлявший вас подойти ближе, говорила она с паузами, которые принуждали вас слушать более внимательно. Она обладала удивительной способностью разговорить человека, обрести его доверие. Но вот на взлете блестящей карьеры на нее разом обрушились продолжительная болезнь (гепатит), развод с мужем, отсутствие вблизи дочерей, депрессия и… Диана Арбус в 1971 году, в возрасте 48 лет покончила жизнь самоубийством…
К тому времени она уже завоевала славу легендарного фотографа.
Посмертная выставка фотографий Дианы Арбус в 1972 году в МоМа (Нью-Йорк) имела ошеломительный успех. В том же году десять ее работ впервые представляли американскую фотографию на Биеннале в Венеции. Тогда же опубликованная нью-йоркским издательством Aperture монография Арбус с 80-ю ее работами мгновенно разошлась тиражом более 250 тысяч экземпляров.
“Арбус сделала то, – пишет искусствовед Роберт Хагес, – что казалось едва ли возможным для фотографа. Она изменила наше представление о личности”.

Advertisements

About vechnyc

Еженедельная русскоязычная газета в Нью Йорке
This entry was posted in прочее, читалка and tagged , . Bookmark the permalink.

Leave a Reply

Fill in your details below or click an icon to log in:

WordPress.com Logo

You are commenting using your WordPress.com account. Log Out / Change )

Twitter picture

You are commenting using your Twitter account. Log Out / Change )

Facebook photo

You are commenting using your Facebook account. Log Out / Change )

Google+ photo

You are commenting using your Google+ account. Log Out / Change )

Connecting to %s